Удивительно, насколько неочевидно для людей, что если ты не поддерживаешь насилие в адрес одной стороны, то это не значит, что ты обязан проповедовать насилие, расчеловечивание и обесценивание в адрес другой стороны. Когда один человек напал на другого с кулаками, то у меня нет сомнений, что драку надо остановить и атакуемого защитить, независимо от того, почему было совершено нападение — со злобы, по глупости, чтобы ограбить, в защиту другого или даже от испуга перед бандой. Но если я вижу, что кто-то побежал в магазин за ножом для него, чтобы "помочь ему защититься", подзуживает его криками "режь его, режь эту мразь, не жалко, отобьешься — в банду примем, никто на тебя полезть больше не посмеет!" или убеждает нападающего, что ему уже нечего терять "для тебя все кончено, тебя только в психушку, никто тебе и твоим детям никогда уже руки не подаст!" — то я уверен, что этот человек на самом деле не заботится о прекращении драки, а роняет слюни в предвкушении, что драка перейдет в поножовщину, поножовщина — в перестрелку, а с трупа можно и кошельком поживиться. Хотя треугольник Карпмана и не нашел своего подтверждения в психологии, похоже, что он был взят на вооружение всеми апологетами политических и военных конфликтов. Если ваша задача раскрутить спираль насилия до невообразимых масштабов, вам всего лишь надо определить актуальный контур насилия, посмотреть на свою роль в нем и вписать в методичку наименования двух других вершин. Таким образом вы поможете треугольнику повернуться дальше, перемолов чуть больше невинных людей. Выходит вполне современная методичка по милитаристической агитации! Конечно, не все акторы будущих итераций нам известны сейчас, но если предположить, куда это покатится дальше... Позиция жертвы: "Я просто хочу, чтобы <преследователь> не указывал мне как жить! Возьмите меня под крыло защиты, присоедините к союзу <спасатель>!" "Мне надо защитить себя! Скорее, <спасатель>, введи войска/дай оружие/задави <преследователь>!" "Вот мы сейчас разгромим <преследователь>, присоединимся к <спасатель> и отлично заживем!" Позиция преследователя: "Нам надо срочно остановить вмешательство <спасатель>, он угрожает нашей безопасности и свободе! <спасатель> вооружает <жертва> и готовит нападение на нас!" "Мы не воюем, мы восстанавливаем мир в <жертва> и обеспечиваем свою безопасность от <спасатель>!" "<спасатель> просто использует <жертва> в своих интересах! Да у <жертва> просто промыты мозги пропагандой со стороны <спасатель>!" "Это все рука <спасатель>, они расставили своих марионеток у власти <жертва> и дергают за ниточки!" "Это насилие в <жертва> сейчас необходимо, чтобы предотвратить еще большие жертвы, когда <жертва> получит вооружение от <спасатель>!" "Мы ничего против мирных жителей <жертва> не имеем, мы всячески их избегаем, просто войска <жертва> ими прикрываются!" "А вот <спасатель> вообще бесчеловечные ужасы творит!" Позиция спасателя: "Люди в <жертва> должны сами выбирать как им жить! Действия <преследователь> недопустимы!" "Нужно просто чтобы <преследователь> перестал убивать людей и убрал свои войска!" "Мы помогаем <жертва> не из своих интересов, а по ее просьбе! <преследователь> врет, нас там нет, мы там вообще ни при чем! Вы отнимаете субъектность у <жертва>!" "Вы послушайте, какой бред несет <преследователь>, его пропаганда вам врет, оправдывая свою преступную деятельность!" "Вы не видите, что <преследователь> — абсолютное зло! Он хочет навязывать свою волю <жертва> или ее уничтожить!" "Если бы не <преследователь>, жертв бы не было или было бы меньше! Если бы не наша помощь, жертв было бы гораздо больше!" "Если мы не усилим военную помощь <жертва>, <преследователь> ее уничтожит и примется за следующих!" "Если <преследователь> не остановится, мы будем вправе вмешаться и применить насилие!" "Режим в <преследователь> должен быть разрушен, а его преступная культура уничтожена, чтобы этого не повторилось!" "Эти <преследователь> — вообще не люди, они реинкарнация фашистов, нацистов и коммунистов, убийцы детей!" Правда, концепция треугольника Карпмана предполагает много интересных инсинуаций. Например, согласно wiki "Драматический спасатель играет свою роль в основном из-за того, что он вынужден спасать, чтобы избежать взгляда на свои собственные тревожности и скрытые чувства, поскольку жертва нуждается в их участии, как и в случае пожарного/спасателя. Спасатель также может играть свою роль из-за крайне низкой самооценки. В таком случае скрытый мотив его действий понятен, он желает поднять самоценность в своих глазах. Кроме того, спасатели зачастую вступают в созависимые отношения, страдают от своего спасательства и считают своим долгом, крестом по жизни спасать даже тех, кто в этом не нуждается. Для спасателей характерно постоянное чувство вины, самобичевание, обращённость на проблемы других людей в ущерб себе. Зачастую Спасателя никто не просит себя спасти. Его помощь никому не нужна, он не спрашивает у предполагаемой несчастной жертвы, нужно ли её спасать. Такое спасательство также тесно переплетено с нарушением личных границ того, кого пытаются спасти. Кроме того, спасательство отнимает у Спасателя огромное количество ресурсов и сил, не позволяя ему заниматься собственной жизнью. Для Преследователя характерно стремление властвовать над другими, доминировать над Жертвами, буквально нападать на других людей. Часто эту роль играют те, кто подвергся насилию, абьюзу в детстве. Подсознательно такие люди испытывают глубочайшее чувство стыда и беспомощности, которое они и пытаются подавить, преследуя других. Они также не берут на себя ответственность за то, что причиняют боль другим, ибо считают, что те люди заслужили подобное отношение. Проповеди, угрозы, запугивания, многочисленные нравоучения и открытые конфликты — всё это является обыденными действиями Преследователей. Преследователь своим поведением пытается компенсировать свою несостоятельность, проецируя её на своих Жертв." Конечно, это исключительно идеологическое упражнение, в области создания видимости, представления. Настоящие мотивы развития ситуации теми, кто этот треугольник всеми силами толкает на новый круг, всегда отличаются от их декларируемых целей и истинных причин своего поведения. В конце концов, от расширения спирали насилия не выиграл пока никто из тех, кто попал в жертвы и кому так "помогли": миллионы жителей Донбасса, Украины, России и Европы обеднели, лишились имущества, жизни, здоровья, социальных связей или стали беженцами. А выиграли только производители оружия, поставщики подорожавших ресурсов, наниматели подешевевших кадров и те, кто по дешевке получит лакомые активы и рынки. Вы можете считать, что милая вам сторона "не имеет выбора" в том насилии, которое она раздувает, и не обязаны иметь за пазухой другие варианты решения конфликта... но вы — не политики, вы не принимаете этих решений, и потому имеете выбор в том, чтобы не репродуцировать все идеологические конструкты в оправдание тех действий, которые вели и ведут к эскалации насилия, грозящего затопить все вокруг.