Труд когнитариата - умственная деятельность в материальном производстве Когда я пишу, что основу труда когнитариата составляет творческий всеобщий труд, направленный на создание смыслов, знаний, идей — в целом всего нового, обогащающего человечество, то напрашивается закономерный вопрос. Как это сочетается с сущностью труда как целенаправленной социальной материальной деятельности по преобразованию природы? Как материальный по своей сущности труд человечества может быть сведен к деятельности преимущественно умственной? Ни в коей мере труд человечества не может быть сведен к производству чисто духовному, нематериальному. Утверждать такое означало бы противоречить самой сущности человека. В то же время ошибкой было бы отождествлять деятельность ручную с материальностью общественного производства. Вся сущность труда человека — в целенаправленной инструментальной деятельности, производящей не только средства существования человека, но и сам способ его существования. Инструментальность труда заключается в том, что между человеком и преобразуемой им природой появляется инструмент, посредством которого человек расширяет свои возможности по преобразованию природы. Инструмент этот может быть как физическим, будь то камень, ветряная мельница или роботизированный цех, так и информационным, как язык, физический закон или самообучающаяся нейросеть. Но то, что человек производит при помощи этого инструмента, всегда имеет материальное воплощение: это и те гастрономические продукты, которые питают его тело, и выполняющиеся на аппаратных мощностях программы компьютерных игр, которые развлекают его ум. Но внутри этой инструментальной деятельности человек может осуществлять деятельность как ручную, использующую физические возможности организма, так и умственную, использующую его когнитивные способности. Инженер, который замысливает чертеж ракеты, занимается умственной деятельностью, но в материальном производстве. Все, что он замыслил, не только перейдет в материальную форму непосредственно, для передачи другим людям или автоматизированному производству, но и будет воплощено в виде материального продукта труда, изменяющего материальную действительность условий воспроизводства человечества. Инженер производит не чертеж, а саму ракету, весь космический пласт человеческого бытия, а через него он производит и самого себя как человека. Но не только инженер занимается материальной деятельностью. Писатель, предприниматель, ученый — все они являются работниками материального производства: они создают общественные производительные силы, существенной частью которых являются обученные, социализированные люди, субъекты труда. И эта производительная сила вполне материальна! Не потому, что книга напечатана, а открытие сохранено в виде файла на диске, а потому, что и книга, и открытие, и предпринимательская деятельность изменяет физическое состояние вполне материальных людей, их знания, умения и навыки. Но все же творческая деятельность — это деятельность умственная. Художник, рисующий маслом на материальном холсте, или изобретатель в гараже, экспериментирующий с материалами, производят на материальном носителе прежде всего что-то новое, то есть ранее не существовавшее: они создают "запомненный выбор", информацию, идеальный образ, всего лишь опредмеченный в материальной вещи, в физическом образце. Нет никакой разницы между скульптором по мрамору и скульптором в Blender: и тот и тот создают для человечества форму, несущую смысл, а не предмет как таковой. Результатом их деятельности является именно идея, зарождающаяся в сознании, в мыслительном процессе творца, и пробивающая себе путь в сознание общественное. Классики марксизма выявили, что пролетариат как класс, продающий свою способность к труду, в наиболее чистом виде воплощает человеческую сущность, так как он занимается социальным материальным производством своего бытия и самого себя. Именно поэтому он должен вступить в борьбу со всем, что ему противостоит, что отчуждает от него его сущность. Но почему, если сущностью вселенной является постоянное развитие материи, а не просто ее неуничтожимость, понятие сущности человека ограничена только производством собственного бытия? Разве не должны мы найти сущность человека не в собственном воспроизводстве, пусть и расширенном, но в производстве собственного развития? Не просто в обеспечении или изменении условий и способов своего существования, но именно в их направленном порождении нового, высшего состояния, частной формой которого является простое изменение? Глядя на сущность человека с точки зрения диалектического материализма полностью последовательно мы никак не можем остановиться на том, что пролетариат является ее чистым воплощением. Пролетариат безусловно производит материальное бытие человека, но не его развитие. Производство принципиально нового, высшего по сравнению с предыдущим в бытии человека осуществляется когнитариатом. Человеческой деятельности по бесконечному развитию противостоит не только общественная сила отчуждения, но и сама потребность в отчуждаемом труде, в таком труде, который надо повторять раз за разом, не создавая ничего нового — в рутинном, исполнительском, абстрактном труде, продукт которого навсегда уничтожается при потреблении. Не пролетариат должен уничтожить себя как класс, овладев средствами производства. Когнитарит в борьбе против пустой затраты человеческих сил должен уничтожить саму потребность в такой деятельности человека, которая не создает ничего нового, и вместе с ней он уничтожит и пролетариат.