Когнитариат, может, и не развился в полноценный класс, но капиталисты сделают все, чтобы это произошло как можно скорее.
Например, недавно США приняли новый пакет ограничений, вводящий запрет на участие граждан США в разработках продукции, позволяющей Китаю производить чипы на передовых технологиях (до 28 нанометров, грубо говоря), независимо от гражданского назначения продукции.
"Kevin Wolf: Effective on October 12th is a requirement that US persons (whether a company, an individual, or basically anybody acting on their behalf), if they are providing support in terms of the shipment, transmission, facilitation (of shipment, transfer, or transmission), or servicing of foreign-made items at a facility that produces advanced-node NAND, logic, or memory, those acts are now controlled events. Whether it's an individual citizen working abroad for a foreign company, or a US company and its foreign agents working overseas, that will, on October 12th, be a controlled event requiring a license."
Вроде бы обычный торговый барьер? Но нет, если мы смотрим на него с точки зрения исторического материализма.
Торговые барьеры были изобретены как средство регулирования товарных потоков в интересах роста национального капитала. Но данное ограничение направлено не на изменение выгод по размещению производства, а на контроль возможностей по ведению разработки. По своей природе это ограничение не на пути потоков капитала, а на пути потоков знаний и технологий. И так как носителем технологий и знаний является прежде всего когнитариат, то это ограничение невозможно без ограничений в правах этих самых граждан. Фактически это решение поставило перед выбором множество китайцев, получивших образование и гражданство в США, но работающих в Китае: либо сохранить работу в Китае, либо гражданство США.
Характерно, что текущая мера стала необходимой не просто так, а в связи с естественным процессом развития производительных сил: усложнением производственных цепочек. Изначально мотивированная желанием сдержать развитие военных технологий Китая, национальная буржуазия США оказывается перед необходимостью начинать ограничения не с поставок вооружения, а с любых передовых технологий, которые по сути всегда имеют многоцелевое назначение. Что делать, научные знания и технологии - это продукт всеобщего труда! Еще с появлением атомной энергетики стало понятно, что разграничить гражданское использование и военное использование технологий, в отличие от продукции, становится невозможно. Теперь мы увидим этот же принцип и на полупроводниковых, биологических, нейросетевых, наноматериальных и еще бог знает примерах... которые определяют будущие контуры всего гражданского производства.
Но что это значит для классовых интересов? Множество представителей самого передового края когнитариата оказываются поражены в правах! Им мешают заниматься важным и полезным делом, развивать технологии — многие решат эмигрировать в США, отказаться от своей работы. Более этого, это подрывает всю цепочку международного распространения знаний, когда обученный в одной стране человек работает на другую, а потом, может быть, едет и преподает знания в третьей.
Конечно, это не первый звоночек. Мы уже неоднократно видели, что капитал будет мешать процессу накопления знаний в попытках удержать контроль над этим процессом, подчинить его своей прибыли. И в этом деле он неизбежно начнет бить по когнитариату — причем проблемы, которые он создает, будут понятны только когнитариату, а пролетариату, например, они будут казаться надуманными. Они не могут не бить по когнитариату, так как основным средством производства знания остается когнитивный аппарат трудящегося, который от него неотчуждаем! Тут можно вспомнить дело Игоря Сысоева; можно припомнить и текущие корпоративные договоры, запрещающие после увольнения работать в компаниях-конкурентах той же отрасли.
Впрочем, в похожем состоянии оказался российский когнитариат, вынужденный из-за капиталистических разборок по поводу рынков сбыта выпасть из мировых научно-технологических процессов, а также бросить свою работу, свое полезное дело из-за эмиграции, мобилизации или ухода западных компаний. То же происходит и с когнитариатом Украины — и китайская история явно показывает, что это нельзя списать только на наши локальные политические проблемы.
Буржуазная революция произошла не потому, что крестьян угнетали, а потому, что феодальная собственность, междоусобные войны и архаичные сословные границы мешали нарождающейся буржуазии заниматься важным и нужным для общества делом — развитием производительных сил общества. Земля находилась в наследственном владении, а рабочая сила — в закрепощенном состоянии; власть же политическая употреблялась на торговые преференции для знати, которые только мешали свободному развитию торговли.
Сейчас мы видим, что интересы капитала все более явно встают на пути накопления знаний и технологического развития. Корпорации видят, что контроль собственности на средства производства теперь недостаточен. Им нужны интеллектуальные монополии, им нужно новое "крепостное право" — права на знания когнитариата. Им нужны барьеры на пути свободного распространения технологий и знаний.
Время будет все явственней и явственней подсказывать когнитариату, что частное владение средствами производства горсткой капиталистов, интеллектуальная монополия, торговые барьеры, империалистические войны и архаичные государственные границы мешают им заниматься важным и нужным для общества делом — развитием науки, культуры и техники, то есть производительных сил общества. Что надо высвобождать общественные ресурсы из частного владения, потенциальных ученых и инженеров — из рабочего рабства. А самое главное — что именно они сейчас являются носителями не только технологической, но и прямой экономической власти, и значит, переход в руки этого класса власти политической — историческая неизбежность и первая потребность человечества.